Рекомендации по профилактике  скулшутинга

для педагогов и родителей учащихся

В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды. Всё чаще звучат такие понятия, как скулшутинг. Что это такое, как предотвратить данные явления и что делать, если Вы уже столкнулись с этой проблемой?

 Что такое скулшутинг?

Скулшутинг (англ. schoolshooting — стрельба в школе)– это вооруженное нападение учащегося или стороннего человека на школьников внутри учебного заведения.

Существуют внешние и внутренние факторы, подталкивающие детей к скулшутингу.

  Среди внешних факторов можно выделить:ü  отсутствие внимания родителей к ребенку; ü  ссоры с членами семьи; ü  трудности ребенка в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами; ü  буллинг (травля) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны других членов коллектива или его части; ü  смерть родственников и друзей; ü  доступ ребенка к огнестрельному и холодному оружию в доме; ü  интерес ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет, пропагандирующим идеологию «скулшутинга».

 К внутренним факторам следует отнести: ü  депрессивное состояние ребенка; ü  внушаемость и ведомость ребенка; ü  психические отклонения у ребенка.

Профилактика скулшутинга.

На что следует обратить внимание

·         Ø Внутрисемейные отношения

Семейный уклад – базис для любого ребенка. Именно в семье он получает информацию об окружающем мире, развивается. Родители являются первым и главным авторитетом в глазах ребенка, а семейные традиции и правила представляются ребенку самыми правильными. Дети, воспитывающиеся в семьях, где царит недоверие, насилие и жестокость, несут подобную схему общения в общество.

·         Ø Проявление подростком агрессии

В большинстве случаев за повышенной агрессивностью подростка стоит защитный механизм, который срабатывает, чтобы защититься от окружающего мира. Стоит заметить, что агрессия бывает и пассивной, внутренней, при этом внешне подросток остается спокойным. Практически про всех «школьных стрелков» одноклассники потом говорили: «Он был такой тихий – мы и предположить не могли, что он на такое способен!» Такая пассивная агрессивность может появиться, если подростку не хватает внимания родителей, которые не интересуются его жизнью, увлечениями, проблемами, а также из-за игнорирования его сверстниками.

·         Ø Специфика отношений со сверстниками

В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает первостепенное значение. В этот период подростки часто меняют друзей, ища «свою компанию» – ту, в которой будут приниматься переживания и установки подростка. Если общения нет или с ним имеются проблемы, то у подростка можно наблюдать появление серьезных психологических проблем. Важно помочь ребенку решить проблему общения со сверстниками, определить причину возникновения разногласий.

·         Ø Психологические травмы

Если вспомнить резонансный случай стрельбы в школе «Колумбайн», то можно проследить четкую тенденцию: подростки, расстрелявшие своих одноклассников, являлись жертвами буллинга – травли в школе, которая продолжалась достаточно долгое время. Безусловно, такая ситуация психологического (и физического) насилия не могла не оставить свой отпечаток на психике детей – они были психологически травмированы, и эта травма ежедневно влияла на их психологическое состояние и вызывала некие поведенческие особенности.

·         Ø Психическое здоровье

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза подтверждает, что школьные стрелки нередко имеют психиатрические диагнозы. Стоит заметить, что диагноз не является причиной такого страшного поступка, как скулшутинг. К сожалению, многие родители, опасаясь осуждения окружающих, игнорируют рекомендации детских психологов и не обращаются за психиатрической помощью.

Самое важное – контакт с ребенком. Когда ребенок достигает подросткового возраста, уже поздно начинать его устанавливать: это нужно было делать намного раньше – с рождения. В подростковом возрасте родитель должен стать для ребенка другом, с которым можно поделиться своими переживаниями и не бояться быть отвергнутым. Именно чувство отверженности собственными родители может толкнуть тинейджера на такой страшный шаг, как стрельба в школе. Любите своих детей, будьте к ним внимательны и принимайте их такими, какие они есть!

Выявление случаев буллинга

В силу разных причин многие ученики не сообщают о пережитом насилии или продолжающемся буллинге. Поэтому важную роль в выявлении фактов насилия играет наблюдательность педагогов и других сотрудников образовательного учреждения, их внимательное отношение к ученикам и способность вовремя заметить симптомы неблагополучия в их поведении и настроении. Важно не оставлять без внимания ни одного сообщения о насилии – это имеет принципиальное значение для искоренения насилия из жизни образовательного учреждения и сохранения в нем положительного социально-психологического климата.

 Реагирование на случаи насилия

·         Ø Прекращение насилия

Став свидетелем издевательства, драки или узнав о них, работники образовательного учреждения должны немедленно вмешаться, при необходимости – призвать на помощь охранников или коллег. Главная задача – разнять стороны, прекратить насилие и, если нужно, оказать первую помощь пострадавшим. Так же должны поступить и учащиеся – немедленно сообщить взрослым, призвать участников прекратить насилие, разнять дерущихся, если это не угрожает их безопасности.

·         Ø Оказание первой помощи

До прибытия медицинского работника образовательного учреждения или при его отсутствии первую помощь пострадавшему оказывает любой работник образовательного учреждения, который при обнаружении (или подозрении на наличие) у пострадавшего травм и повреждений вызывает скорую медицинскую помощь и незамедлительно информирует о происшествии родителей.

·         Ø Информирование о случае

Об инциденте необходимо проинформировать классного руководителя (классных руководителей) участников конфликта, ответственного заместителя директора, директора образовательного учреждения, а в их отсутствие – дежурного администратора. В зависимости от ситуации, характера и последствий случая директор образовательного учреждения информирует о нем вышестоящий орган управления образованием, правоохранительные органы и местную администрацию.

·         Ø Разбор и регистрация случая

Сразу же после инцидента следует поговорить по отдельности с пострадавшими, обидчиками и свидетелями. Такую беседу, как правило, проводит классный руководитель, при необходимости и возможности в ней участвует психолог образовательного учреждения. Если выявлены ранее произошедший случай насилия или регулярные издевательства, то первую беседу следует провести с пострадавшим, и лучше всего, если это сделает педагог, которому пострадавший доверяет. Затем надо поговорить с обидчиком и свидетелями. На этом этапе важно разобраться в случае, чтобы определить дальнейшую тактику работы с его участниками. Разбор случая предполагает установление:

• реальности факта совершения насильственных или дискриминационных действий;

• длительности и повторяемости этих действий (первый и единственный случай, повторные насильственные действия или систематические издевательства);

• характера действий и обстоятельств, при которых они происходили; • участников действий (пострадавший, обидчик, активные последователи, свидетели, защитники);

• состояния пострадавшего;

• мотивации совершения насильственных действий, проявлений дискриминации;

• отношения свидетелей к происходящему, пострадавшему и обидчику;

• динамики происходящего, возможных последствий насилия для всех его участников и вероятной модели развития ситуации.

 В ходе разбора случая может потребоваться беседа с родителями участников.

При столкновении со случаями насилия главная задача всего персонала образовательного учреждения (административного, педагогического, вспомогательного, технического) – снижение его последствий для участников конфликтной ситуации, в первую очередь, для пострадавшего. Поэтому не следует предавать случай насилия огласке среди других учеников и родителей, чтобы не нанести дополнительную психологическую травму пострадавшему и не вызвать панику в детском и родительском сообществе. Если же о случае стало широко известно в школе, то представителю администрации или классному руководителю необходимо сделать сообщение о сути конфликта и принятых мерах, чтобы пресечь распространение слухов и продемонстрировать решимость не оставлять его без внимания. Подобное сообщение будет способствовать урегулированию конфликта и восстановлению здорового микроклимата в образовательном учреждении. Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные ситуации воспитательные и дисциплинарные меры. Решение о принятии воспитательных мер принимает классный руководитель, при необходимости он консультируется с психологом, социальным педагогом, другими преподавателями и руководством. Меры дисциплинарного воздействия определяет директор образовательного учреждения с учетом мнения классного руководителя, психолога, социального педагога.

·         Ø Помощь пострадавшему

В первую очередь, помощь и поддержка требуется учащемуся, пострадавшему от насилия. Сразу же после инцидента классный руководитель (в его отсутствие другой учитель или психолог) должен поговорить с пострадавшим, успокоить его, заверить в полной поддержке, обозначить свою (и образовательного учреждения в целом) позицию по неприятию насилия и договориться о времени беседы. Если обстоятельства позволяют, то беседа может состояться сразу же. Проходить она должна без посторонних лиц и без спешки, чтобы пострадавший мог выговориться. Учитель должен быть готов к эмоциональным реакциям пострадавшего (чувству стыда, обиды, гнева, вины) и постараться выяснить обстоятельства и суть произошедшего. Пострадавший может стесняться тех унижений и издевательств, которые ему пришлось претерпеть, и винить себя за то, что случилось. Чтобы не способствовать появлению или усугублению чувства вины, у пострадавшего нельзя спрашивать, за что его обидели, что он сделал обидчику, чтобы спровоцировать насилие. Очень часто дети, ставшие жертвой насилия, начинают обвинять себя в случившемся и даже оправдывать обидчиков. Избавиться от комплекса вины ребенку поможет ощущение безусловной поддержки и принятия со стороны педагогов. Важно также объяснить учащемуся, который рассказал об издевательствах над собой, что он не «предатель», не «стукач», что это нормально – обращаться за помощью, когда нет возможности справиться с ситуацией самостоятельно. Учителю следует проявлять деликатность и тактичность и не давить на учащегося, требуя всех деталей произошедшего. Однако необходимо убедиться в правдивости рассказа, для чего можно задавать уточняющие вопросы. Важно, чтобы беседа не превратилась в допрос, а учащийся чувствовал, что ему доверяют. Возможно, потребуется несколько бесед, пока учащийся сможет полностью довериться учителю или психологу и рассказать обо всех обстоятельствах произошедшего. Тщательный разбор случая насилия позволяет определить правильную стратегию оказания помощи пострадавшим, обидчикам и свидетелям и принять в отношении участников адекватные ситуации воспитательные и дисциплинарные меры. Если пострадавший почувствует, что ему не верят, он может ничего не рассказать и даже отказаться от ранее сказанного. Ученик должен быть уверен, что его показания не усугубят его положения, не станут причиной еще больших издевательств со стороны обидчиков. Учитель, которому признался пострадавший, должен предпринять все меры предосторожности, чтобы не раскрыть источник информации. Необходимо попросить пострадавшего предложить свои пути разрешения ситуации, узнать, в курсе ли происходящего родители, какую поддержку они могут оказать. Нужно вместе спланировать стратегию поведения пострадавшего по отношению к обидчику (обидчикам) и остальным ученикам в классе (группе) и в школе. В конце беседы надо договориться о следующей встрече, а после – поддерживать постоянный контакт вплоть до полного разрешения ситуации и стабильного прекращения издевательств. Если в образовательном учреждении есть психолог, нужно, чтобы он побеседовал с пострадавшим. Успешной реинтеграции пострадавшего в ученический коллектив способствуют тренинги по развитию навыков общения, личностному росту, повышению самооценки и сопротивлению давлению. Серию подобных тренингов можно провести для всего класса (группы) после того, как завершится острая фаза конфликта. Пережитое насилие может отразиться на успеваемости учащегося. Этот обстоятельство необходимо учитывать, чтобы адаптировать требования учителей к успеваемости пострадавшего в период его реабилитации.

·         Ø Работа с обидчиком

После разговора с пострадавшим классному руководителю следует поговорить с обидчиком. Если их несколько, то необходимо побеседовать с каждым по очереди так, чтобы они не имели возможности общаться друг с другом и выстроить групповую защиту. После этого нужно побеседовать со всеми обидчиками вместе. Очень важно воздержаться от спонтанных обвинений и угроз до того, как обидчик изложит свое видение ситуации. В противном случае он может отказаться что-либо говорить или начнет агрессивно защищаться, обвиняя во всем пострадавшего и другие обстоятельства. Если обидчик не пойман в момент совершения насильственных действий или издевательств, он может не признаваться в содеянном. Чтобы избежать препирательств, учителю следует спокойно, но уверенно заявить, что факт его участия установлен и не вызывает сомнения, что есть достаточно очевидцев среди сотрудников образовательного учреждения (ссылаться на сообщения других учеников нежелательно). Задача учителя при первой беседе с обидчиком – узнать, как он воспринимает инцидент, как описывает и объясняет свое поведение и его мотивы. Во время беседы важно поддерживать зрительный контакт и внимательно следить за реакциями обидчика. Это поможет понять, какие цели в действительности преследует обидчик, чтобы соответствующим образом выстроить дальнейшую работу с ним. Задавая уточняющие вопросы или обсуждая произошедшее, следует сконцентрироваться не на личностях пострадавшего и обидчика, а на насильственных действиях (независимо от того, кто их совершил и по какой причине) и твердо заявить о недопустимости издевательств, применения силы и психологического давления. Попытки обидчика отрицать свое участие или манипулировать, представляя свои действия как защиту от пострадавшего, вынужденную реакцию на его провокации, необходимо вежливо пресечь, указав на непропорциональность примененной силы или издевательств тому поводу, который, возможно, подавал пострадавший. Разговор не должен скатиться в выяснение того, кто виноват. Беспристрастность и непредвзятость учителя помогут обидчику убедиться, что предмет обсуждения – не поиск виновного, а действия, связанные с насилием, и именно эти действия могут повлечь применение к нему воспитательных и дисциплинарных мер. Если обидчик или обидчики признают неадекватность своих действий и проявляют готовность к сотрудничеству, то разговор может завершиться их обещанием прекратить травлю и пресекать подобные действия со стороны других учеников. Следует обсудить, как обидчики объяснят своим друзьям, другим учащимся изменение своего поведения и при этом «сохранят лицо». Учитель должен предупредить, что родители обидчиков будут проинформированы о случившемся, а сами обидчики будут находиться под пристальным вниманием взрослых. Через некоторое время (примерно через неделю или раньше) должна состояться следующая беседа, чтобы ученики понимали, что их поведение отслеживается и учителя держат ситуацию под контролем. Во многих случаях ситуация с издевательствами себя исчерпывает, когда обидчик (обидчики) и пострадавший (пострадавшие) встречаются в присутствии учителя. Такая встреча дает возможность закрепить примирение. В некоторых ситуациях потребность обидчика доминировать может быть реализована путем его «переквалификации» в защитника более слабых и младших учеников. Однако делегировать обидчику или группе обидчиков полномочия по поддержанию дисциплины нужно с большой осторожностью, чтобы это не обернулось институционализацией обидчика в роли «суперзащитника» и чтобы группа не стала бандой, терроризирующей всю школу. Следует учесть, что многие обидчики, особенно среднего и старшего подросткового возраста, не просто совершают отдельные насильственные действия из-за вспыльчивости характера или в целях самозащиты, а систематически подвергают травле и издевательствам других учащихся вполне осознанно и преднамеренно. Более того, они выбирают изощренные методы унижения и изоляции своей жертвы, запугивают своей жестокостью свидетелей, парализуют волю остальных учеников к сопротивлению. В работе с такими обидчиками «чтение нотаций», увещевания, призывы к совести и представлению себя на месте пострадавшего – не лучшая тактика. Предупреждение о применении дисциплинарных мер (вызов родителей в школу, беседа с директором школы, обсуждение на совете школы, замечание, выговор, постановка на внутришкольный учет, временный перевод в другой класс (группу), сообщение в полицию, отчисление из образовательного учреждения) может оказаться более действенным способом прекращения издевательств. Однако это не исключает, а предполагает длительную работу с обидчиками по устранению тех глубинных причин, которые спровоцировали их поведение. Как и пострадавшим от насилия, обидчикам тоже может потребоваться помощь психолога; для выявления причин агрессивного поведения и его коррекции им может быть предложена (по согласованию с родителями) психологическая диагностика, серия индивидуальных психологических консультаций и групповых тренингов.

·         Ø Работа со свидетелями

Часто насилие совершается именно при свидетелях – обидчику нужны зрители, чтобы показать себя, закрепить свой статус главного в группе. Поэтому задача классного руководителя или психолога – изменить отношение к насилию свидетелей – тех, кто с азартом (или страхом оказаться на месте пострадавшего) наблюдает над издевательствами, поддерживает обидчика или делает вид, что ничего не происходит. Многие дети не воспринимают свои собственные действия или действия других в отношении пострадавшего как насилие.