Литературное мероприятие «Сын Дона»
27 марта
1908 г. в Феодосии, в семье сельского учителя родился В.А. Закруткин. Когда ему исполнилось два
года, семья переехала в Тамань, где он рос у своего деда в деревне. Писатель
побывал на шести фронтах, участвовал в штурме Берлина. И никогда не расставался
со своим дневником, содержание которого легло потом в основу большой книги
о войне «Кавказские записки».
Говорить и писать о Виталии Александровиче можно
много. Но лучше всего - взять в руки его книгу и начать читать.
25.03 в МБОУ «Лицей №24» советником директора по воспитанию и
взаимодействию с детскими общественными объединениями Бобровой Г.П. совместно с
педагогом - библиотекарем Шкондиной Е.Н. и активом обучающихся в пришкольном
лагере «Сказка» была организована литературная выставка «Сын Дона», посвященная
жизни и творчеству донского писателя Виталия Закруткина.
Участие во Всемирном дне поэзии
21 марта Всемирный день поэзии — это повод почтить поэтов, возродить устные традиции поэтических чтений, повысить интерес к чтению. В этот день советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Бобровой Г.П. совместно с учителем литературы Галкиной Л.Ю. и педагогом - библиотекарем Шкондиной Е.Н., активом образовательной организации - учащимися 9 «А» класса была организована и проведена «Поэтическая гостиная».
Презентация книжной выставки «Был города фронтовым…»
В
зале Боевой славы лицея состоялась презентация книжной выставки «Был города
фронтовым…», приуроченной к 80-летию освобождения Ростовской области от
немецко-фашистских захватчиков.
Выставку
организовал педагог- библиотекарь лицея Шкондина Елена Николаевна совместно с
советником по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными
объединениями Бобровой Галиной Петровной и учащимися 6 «А» класса. На выставке были представлены не только
книги об освобождении нашего родного города, но и Ростовской области в целом.
Особенно заинтересовали читателей библиотеки
книги, рассказывающие о подвигах наших земляков в годы войны, например, книга Аркадия Агафонова «Повесть о Вите Черевичкине»,
его имя носит один из парков города Ростова. А также «Ратная слава Дона» и «Ростовская
область в годы Великой Отечественной войны. Словарь – справочник». В последних
двух современных изданиях собраны биографические факты, фотографии героев сражений.
Не остались без внимания и книги, посвящённые
гуковчанам, павшим за Отечество.
Слушатели узнали об известном краеведе Павле Терентьевиче Вишнякове, авторе «Книги Памяти».
Ребята были тронуты рассказом библиотекаря, с интересом рассматривали
издания, желая глубже узнать историю родного края.
Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского
2023 год – год
200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина
Дмитриевича Ушинского объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника.
В рамках юбилейной
даты известного во всем мире детского писателя, педагог – библиотекарь провел литературную
викторину «Сказочные уроки Константина Ушинского». Из рассказа ведущего ребята узнали много интересного о жизни и
творчестве писателя. Помимо книг по педагогике, Константин Дмитриевич писал рассказы и сказки для детей. С большим
интересом дети прочитали вслух произведения писателя: «Проказы старухи зимы», «Четыре
желания» и «Петух и кот», а также просмотрели мультфильм «Как рубашка на поле
выросла». После ребята обсуждали поступки героев.
Произведения К.Д.
Ушинского написаны простым языком и несут в себе глубокий смысл. Рассказы для
детей о животных, птицах, природе, в них открываются маленькие и большие тайны
огромного мира, их интересно читать и пересказывать.
Завершилось
мероприятие с обзором книг К.Д. Ушинского.
Урок памяти «Юным героям посвящается»…
В
рамках месячника героико-патриотического воспитания для учащихся начальных
классов в МБОУ «Лицей № 24» 08.02 2021
г. был проведён урок памяти «Юным героям
посвящается…», приуроченный ко Дню юного антифашиста.
8
февраля в истории Всемирного движения за мир отмечается как День юного героя - антифашиста.
В ходе урока дети
узнали об истории появления
этой памятной даты. С 1964 г. - День юных героев, отдавших свои жизни за мир.
В этот день дети во всех уголках земли, вспоминают об их бессмертных подвигах.
Педагог-библиотекарь
Шкондина Е.Н. подготовила выставку – потрет о детях и подростках, сражавшихся на фронтах
Великой Отечественной войны. Ребята узнали о бесстрашии Зины Портновой, о героизме Аркадия Каманина, о смелости Вити
Хоменко и Шуры Кобер, о военной смекалке Альберта Купша, Коли Рыжова и Маркса
Кротова, а также и
о других пионерах – героях, многие из них награждены медалями и орденами
посмертно.
В
заключение урока, учащиеся почтили минутой молчания память павших, юных героев, в борьбе с фашистскими захватчиками.
Участие в сетевом образовательном проекте «Дон литературный»
На протяжении двух лет учащиеся МБОУ «Лицей № 24» участвуют в конкурсах проводимых Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В этом году был объявлен очередной конкурс – региональный образовательный проект «Дон литературный». И в этот раз мы взяли материалы для конкурса из литературного наследия Юрия Калинина.
Не многие знают, какой удивительный человек жил среди нас, жителей г. Гуково. Юрий Алексеевич познал тяготы и лишения гражданской и Великой Отечественной, сталинских лагерей, но не очерствел душой, а наоборот его доброта, чуткость к чужим проблема, любовь к живописи помогла ему выжить. Обо всех перипетиях жизни Юрия Калинина ученики 7 «В» класса рассказали на видео - мероприятии Вечер - портрет «О себе немного…».
На протяжении нескольких дней ребята готовились к записи. Галицына Ксения, Грачёва Лика, Изюмский Максим, Исабаев Илья, Кошевой Дмитрий, Сабанов Руслан, Северин Влад очень ответственно подошли к конкурсу - много раз репетировали, и, конечно же, немного волновались перед записью. В исполнении ребят прозвучали трогательные, проникновенные и даже можно сказать автобиографические произведения Ю. Калинина - стихи: «Они мне батьками были», «Этап», «О себе немного», «Есть в городе прекрасная аллея…» и отрывки из рассказов: «Завтра была война», «Гришаня», «Лоскутки». Из видео материала был смонтирован фильм, ссылка https://yadi.sk/i/xUgEOP5Hx4lzug.
По итогам конкурса детям были вручены сертификаты участников. И очень хочется верить, что в их сердцах, а также тех, кто просмотрит это видео, останется добрая память и восхищение талантом сына полка, поэта, писателя, художника, Почётного гражданина г. Гуково, члена Союза писателей России и Дона Юрия Алексеевича Калинина.
Из опыта работы МБОУ «Лицей № 24» по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров
11.02.2020 г. состоялось заседание городского методического объединения (ГМО) педагогов-библиотекарей (библиотекарей), посвящённое педагогическим технологиям в работе педагога-библиотекаря.
Одним из ключевых моментов семинара был вопрос реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Опытом работы в этом направлении поделился педагог-библиотекарь МБОУ «Лицей № 24» Шкондина Е.Н.
Сегодня ШИБЦ оснащена компьютером, копировальным аппаратом, имеется доступ к Интернет – ресурсам. Таким образом, в структуру ШИБЦ, помимо традиционных отделов (абонемент, отдел учебников), выделен фонд нетрадиционных источников информации (компьютерные программы, CD-ROM-диски, каталоги и информационные банки данных), множительная техника, и др.
Так, например, центре установлена автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL, что позволяет автоматизировать следующие процессы: ведение электронных каталогов, техническая обработка литературы (распечатка каталожных карточек, книжных формуляров, и т.д.), подготовка и распечатка рекомендательных списков литературы; регистрация и обслуживание читателей (поиск в электронном каталоге, отбор требуемой литературы, определение места нахождения документа), управление фондом (книгообеспеченность учебного процесса).
Созданы электронные каталоги (БД): «Книги», «Учебники», «Сценарии», «Статьи», «Медиатека». Следует отметить, что это очень трудоемкий процесс, требующий много времени и специальных знаний.
В выступлении нашла отражение и тема формирования информационной культуры личности Педагог - библиотекарь рассказал, что. на базе центра проводятся уроки информационной культуры, разработаны и внедрены программы библиотечных часов.
В ШИБЦ становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.
На протяжении нескольких лет все события и мероприятия, происходящие в лицее, освещаются в школьной газете «Перемена», которую выпускают члены кружка «Юный корреспондент». Благодаря подключению компьютера в библиотеке к Интернету, учащиеся стали размещать информацию о происходящих событиях на сайте лицея в разделе «Новости».
Одна из важных функций ШИБЦ – служить окном в наш сегодняшний мир, основанный на информации. В современных условиях наиболее эффективно эту задачу можно осуществлять на основе использования новых информационных технологий. Читатель все чаще приходит в библиотеку не за конкретными документами, а за информацией или за электронным ресурсом.
С 2015 г. в библиотеке есть доступ к Интернет-ресурсам. Поэтому расширен ассортимент библиотечно-информационных услуг за счет использования Интернета:
- использование доступных баз данных, онлайн-каталогов,
- разработка маршрутных и ресурсных листов в помощь школьникам.
- формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы пользователей.
Создание школьного библиотечно – информационного центра – дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива, родителей и других заинтересованных лиц при создании ШИБЦ.
Праздник книгочеев
«От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»
Праздник книги, проведённый в 4-х классах, был посвящен памятникам литературным героям, которые установлены во многих странах мира, в том числе и в России.
В преддверии мероприятия ученики, по
рекомендованному библиотекарем списку, прочли художественные произведения,
подготовили пересказ понравившегося отрывка из книги. Библиотекарем была подготовлена
мультимедийная презентация, где собраны фотографии литературных памятников. Особенный
интерес вызвал у детей тот факт, что на донской земле таких памятников
несколько.
В г. Ростове – на – Дону, героям М. Шолохова,
установлено несколько памятников: два скульптурных монумента Нахалёнка, а
напротив одного из них – памятник деду Щукарю. Герои романа «Тихий Дон», Аксинья и Григорий, увековечены в металле в станице Вёшенской, а в
г. Таганроге литературные герои из рассказа А.П. Чехова «Каштанка».
В воображаемом путешествии дети побывали у
памятников Мальчишу-Кибальшишу в г. Москве, Белому Биму Чёрное Ухо в г. Воронеже, Русалочке
в г. Копенгагене (Дания), бременским музыкантам в г. Бремене (Германия), Тому
Сойеру и Гекльберри Финну в г. Ганнибале
(США), а также в музее барона Мюнхаузена в г. Боденвердене (Германия).
Знакомясь с литературными памятниками, ученики
отвечали на вопросы: «За какие поступки,
черты характера установлен монумент этому герою?» и «Как вы понимаете смысл названия праздника ««От
благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»?
Дети правильно ответили на вопрос, объяснив, что
люди читали эти книги ещё в детстве, но память о прочитанном, симпатия к
понравившимся героям осталась у них на всю жизнь. А также ребята правильно
подметили, что памятники литературным героям становятся символами стран, чувств
или качеств характера человека, например, любви, верности, храбрости или
богатой фантазии.
После мероприятия многие дети пожелали прочесть
книги, о которых упоминалось в презентации. Цель Праздника книгочеев была
достигнута, ПОЯВИЛСЯ ИНТЕРЕС К КНИГЕ.
Познавательно - игровая программа «Театр и мы»
25 октября
учащиеся 7-х классов стали зрителями и участниками познавательно - игровой
программы «Театр и мы», которую подготовил педагог-библиотекарь лицея Шкондина
Е.Н.
К
сожалению, мы, гуковчане, не имеем возможности регулярно посещать театр, а
некоторые наши дети и вовсе ни разу не были в театре. Поэтому в программе были
затронуты такие темы, как театральные термины и театральный этикет.
Дети
знакомились с театром, как бы из - за кулис, узнавая, что такое увертюра, когда
она звучит, что такое софиты, оркестровая яма, зрительный зал. Оказывается,
очень даже непросто выбрать себе место в зале: где же лучше в партере,
амфитеатре или на балконе 3 яруса? Научились юные зрители бурными
аплодисментами и восторженными криками «браво», провожать актёров со сцены.
Программа мероприятия была не только познавательная, но и игровая. Два представителя от класса получили настоящие театральные билеты. Они стали приглашением к участию в актёрских конкурсах. Например, одни играли в театре пантомим, изображая людей, выполняющих какие – либо действия, другие, подражая актёрам, пытались повторить знаменитые реплики из известных кинофильмов.
А закончилась программа фееричным выступлением победителей ежегодного городского фестиваля творчества «Всё зависит от нас!». Команда лицея, под руководством Шуваевой И.И., представила на суд жюри фестиваля танец, с родины театра – Греции, сиртаки. Выступление ребят было настолько ярким и запоминающимся, что команда «Лицея № 24» заняла I место!!! Во время программы ребята повторили свое конкурсное выступление, и зрители просто «искупали» танцоров в овациях.
За 45 минут ребята узнали много интересного не только о театре, но и о талантах своих одноклассников, пережили калейдоскоп чувств и эмоций, словно побывали на театральном спектакле, который принёс духовное наслаждение и стал праздником добрых чувств.
Портретная галерея «Гуково литературный»
В рамках регионального сетевого читательского марафона "Вечно живое родное слово", в лицее № 24 прошло мероприятие Портретная галерея «Гуково литературный», посвящённое творчеству гуковских литераторов. Цель, которого показать детям, какие интересные, самобытные люди жили и живут рядом с нами, в нашем городе. Ученики 9-х классов познакомились с биографией Зои Бочаровой, Николая Никонова и Юрия Калинина.
В ходе
урока учащиеся прочли стихи З. Бочаровой: «Моя поэзия», «Негасимая память»,
«Шахтёрская душа» и отрывок из поэмы «Горячее сердце», посвящённое подвигу
милиционера Александра Костюшкина, именем которого названа улица в нашем
городе.
Заинтересовало детей и творчество Н. Никонова. В исполнении учеников прозвучали стихи: «По-разному приходит к людям зрелость», «Мир любви», «Я против войн» и др.
Особый
интерес у ребят вызвала судьба и творчество Ю. Калинина. Он был сыном полка,
человеком прошедшим сталинские лагеря, шахтёром, а ещё поэтом, писателем, художником, Почётным
гражданином г. Гуково, казачьим войсковым старшиной…
Ученики
прочли стихи Юрия Алексеевича: «О себе немного», «Жизнь», «Этап», «Они мне
батьками были» и, затаив дыхание, слушали историю Гришани (отрывок из
одноимённого рассказа), как он спрятался в морге, чтобы его не вернули в
детский дом.
Особую
атмосферу мероприятию придало выступление Дубовик Марии. Она прочла рассказ Ю.
Калинина «Встреча с матерью».
Педагог-библиотекарь провёл параллель между рассказом и сюжетом картины В. Маковского «Свидание». Много общего в судьбах несчастных детей и женщин: отсутствие, чей либо поддержки (мужа, родных), голод, нищета и безысходность…
Рассматривая фотографии картин Юрия Алексеевича, которые по просьбе педагога-библиотекаря, любезно предоставил сын художника, Павел, проживающий в г. Москве, атмосфера в классе стала радостней и теплей, т.к. пейзажи полны ярких красок. По-мнению, почитателей таланта Калинина, «любуешься ими и пропадаешь в этих русских лесах, речушках и полянах».
Ребята с интересом и увлечённо отнеслись к подготовке мероприятия: выбирали произведения, готовили выступления, ярко и выразительно читали стихи и прозу и самое главное, сумели раскрыть, подчеркнуть красоту вечно живого родного слова.
Библиотечно-библиографический урок
«Знакомство со словарями, энциклопедиями и справочниками».
В библиотеке лицея ведётся активная работа по повышению информационной
грамотности, культуры учащихся. С целью расширения знаний обучающихся о словарях
и энциклопедиях: об их многообразии, о назначении и закрепления навыков
практической работы со справочными изданиями в 4-5 классах прошёл
библиотечно-библиографический урок « Знакомство со словарями, энциклопедиями и
справочниками».
Ребята узнали о различных видах энциклопедий – универсальные,
отраслевые, биографические, национальные и т, д. На практическом занятии
учащиеся, используя справочный аппарат энциклопедий: алфавитно-предметный,
именной, хронологический указатели, самостоятельно нашли материал об Александре
Невском, о медведе - губаче и о картинах И. Репина.
Особый интерес вызвало у ребят многообразие словарей по языкознанию.
Дети познакомились со следующими словарями: толковым, орфографическим,
словообразовательным, синонимов, антонимов, иностранных слов.
По ходу урока библиотекарь предлагал ситуации, где необходимо было
выбрать какой словарь, поможет в данной ситуации. Например, проверить правописание слова –
орфографический, подобрать слово похожее по смыслу – словарь синонимов, объяснить
непонятное слово – словари толковый или иностранных слов.
И самое главное, что узнали ребята, как пользоваться словарями. Для
этого необходимо отлично знать алфавит, потому что весь материал располагается в алфавите первых, вторых, третьих и т.д. букв в слове.
Мероприятие прошло интересно, дети с увлечением, используя новую
информацию, искали ответы в справочных изданиях на вопросы блиц-турнира по библиотечно-библиографическому
уроку.
Библиотечно-библиографический урок
«Правила
обращения с книгой. Как вылечить книгу»
Заболела эта книжка –Изорвал ее братишка.Я больную пожалею,&