Литературное мероприятие «Сын Дона»

  27 марта 1908 г. в Феодосии, в семье сельского учителя родился  В.А. Закруткин. Когда ему исполнилось два года, семья переехала в Тамань, где он рос у своего деда в деревне. Писатель побывал на шести фронтах, участвовал в штурме Берлина. И никогда не расставался со своим дневником, содержание которого легло потом в основу большой книги о войне «Кавказские записки».

Говорить и писать о Виталии Александровиче можно много. Но лучше всего - взять в руки его книгу и начать читать.

25.03 в МБОУ «Лицей №24»  советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Бобровой Г.П. совместно с педагогом - библиотекарем Шкондиной Е.Н. и активом обучающихся в пришкольном лагере «Сказка» была организована литературная выставка «Сын Дона», посвященная жизни и творчеству донского писателя Виталия Закруткина.


Участие во  Всемирном дне поэзии

21 марта Всемирный день поэзии — это повод почтить поэтов, возродить устные традиции поэтических чтений, повысить интерес к чтению. В этот день советником директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Бобровой Г.П. совместно с учителем литературы Галкиной Л.Ю. и педагогом - библиотекарем Шкондиной Е.Н., активом образовательной организации - учащимися 9 «А» класса была организована и проведена «Поэтическая гостиная».


Презентация книжной выставки «Был города фронтовым…»

     В зале Боевой славы лицея состоялась презентация книжной выставки «Был города фронтовым…», приуроченной к 80-летию освобождения Ростовской области от немецко-фашистских захватчиков.

    Выставку организовал педагог- библиотекарь лицея Шкондина Елена Николаевна совместно с советником по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Бобровой Галиной Петровной и учащимися 6  «А» класса. На выставке были представлены не только книги об освобождении нашего родного города, но и Ростовской области в целом.   

     Особенно заинтересовали читателей библиотеки книги, рассказывающие о подвигах наших земляков  в годы войны, например, книга  Аркадия Агафонова «Повесть о Вите Черевичкине», его имя носит один из парков города Ростова. А также «Ратная слава Дона» и «Ростовская область в годы Великой Отечественной войны. Словарь – справочник». В последних двух современных изданиях собраны биографические факты, фотографии героев сражений.

     Не  остались без внимания и книги, посвящённые гуковчанам,  павшим за Отечество. Слушатели узнали об известном краеведе Павле Терентьевиче  Вишнякове, авторе «Книги  Памяти».

     Ребята были тронуты рассказом библиотекаря, с интересом рассматривали издания, желая глубже узнать историю родного края.


Знакомство с творчеством К.Д. Ушинского



2023 год – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника.

        В рамках юбилейной даты известного во всем мире детского писателя, педагог – библиотекарь провел литературную викторину «Сказочные уроки Константина Ушинского». Из рассказа ведущего ребята узнали много интересного о жизни и творчестве писателя. Помимо книг по педагогике,  Константин Дмитриевич писал  рассказы и сказки для детей. С большим интересом дети прочитали вслух произведения писателя: «Проказы старухи зимы», «Четыре желания» и «Петух и кот», а также просмотрели мультфильм «Как рубашка на поле выросла». После ребята обсуждали поступки героев.

         Произведения К.Д. Ушинского написаны простым языком и несут в себе глубокий смысл. Рассказы для детей о животных, птицах, природе, в них открываются маленькие и большие тайны огромного мира, их интересно читать и пересказывать.

Завершилось мероприятие с обзором книг К.Д. Ушинского.

    


Урок памяти  «Юным героям посвящается»…

В рамках месячника героико-патриотического воспитания для учащихся начальных классов в МБОУ «Лицей № 24»  08.02 2021 г. был проведён урок памяти  «Юным героям посвящается…», приуроченный ко Дню юного антифашиста.

8 февраля в истории Всемирного движения за мир отмечается как День юного героя - антифашиста. В ходе  урока   дети узнали  об истории  появления  этой памятной даты. С 1964 г. -  День юных героев, отдавших свои жизни за мир. В этот день дети во всех уголках земли, вспоминают об их бессмертных подвигах.

Педагог-библиотекарь Шкондина Е.Н. подготовила выставку – потрет  о детях и подростках, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Ребята узнали о бесстрашии Зины Портновой,  о героизме Аркадия Каманина, о смелости Вити Хоменко и  Шуры Кобер,  о военной смекалке Альберта Купша, Коли Рыжова и Маркса Кротова, а также  и о других пионерах – героях, многие из них награждены медалями и орденами посмертно.  

В заключение урока, учащиеся почтили минутой молчания память павших, юных  героев, в борьбе с фашистскими захватчиками.



Участие в сетевом образовательном проекте «Дон литературный»

На протяжении двух лет учащиеся МБОУ «Лицей № 24» участвуют в конкурсах проводимых Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В этом году был объявлен очередной конкурс – региональный образовательный проект «Дон литературный». И в этот раз мы взяли материалы для конкурса из литературного наследия Юрия Калинина.

Не многие знают, какой удивительный человек жил среди нас, жителей г. Гуково. Юрий Алексеевич познал тяготы и лишения гражданской и Великой Отечественной, сталинских лагерей, но не очерствел душой, а наоборот его доброта, чуткость к чужим проблема, любовь к живописи помогла ему выжить. Обо всех перипетиях жизни Юрия Калинина ученики 7 «В» класса рассказали на видео - мероприятии Вечер - портрет «О себе немного…».

На протяжении нескольких дней ребята готовились к записи. Галицына Ксения, Грачёва Лика, Изюмский Максим, Исабаев Илья, Кошевой Дмитрий, Сабанов Руслан, Северин Влад очень ответственно подошли к конкурсу - много раз репетировали, и, конечно же, немного волновались перед записью. В исполнении ребят прозвучали трогательные, проникновенные и даже можно сказать автобиографические произведения Ю. Калинина -  стихи: «Они мне батьками были», «Этап», «О себе немного», «Есть в городе прекрасная аллея…» и отрывки из рассказов: «Завтра была война», «Гришаня», «Лоскутки».  Из видео материала был смонтирован фильм, ссылка https://yadi.sk/i/xUgEOP5Hx4lzug.

По итогам конкурса детям были вручены сертификаты участников. И очень хочется верить, что в их сердцах, а также тех, кто просмотрит это видео, останется добрая память и восхищение талантом сына полка, поэта, писателя, художника, Почётного гражданина г. Гуково, члена Союза писателей России и Дона  Юрия Алексеевича Калинина. 

 



Из опыта работы МБОУ «Лицей № 24»  по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

11.02.2020 г. состоялось заседание городского методического объединения (ГМО) педагогов-библиотекарей  (библиотекарей), посвящённое педагогическим технологиям в работе педагога-библиотекаря.

Одним из ключевых  моментов семинара был вопрос реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Опытом работы в этом направлении поделился  педагог-библиотекарь  МБОУ «Лицей № 24» Шкондина Е.Н.

 Сегодня ШИБЦ  оснащена компьютером, копировальным аппаратом, имеется доступ к Интернет – ресурсам. Таким образом, в структуру ШИБЦ, помимо традиционных отделов (абонемент, отдел учебников), выделен фонд нетрадиционных источников информации (компьютерные программы, CD-ROM-диски, каталоги и информационные банки данных), множительная техника, и др. 

  Так, например, центре установлена автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL,  что позволяет автоматизировать следующие процессы: ведение электронных каталогов, техническая обработка литературы (распечатка каталожных карточек, книжных формуляров, и т.д.), подготовка и распечатка рекомендательных списков литературы; регистрация  и  обслуживание читателей (поиск в электронном каталоге, отбор требуемой литературы, определение места нахождения документа), управление фондом (книгообеспеченность учебного процесса).

   Созданы электронные каталоги (БД): «Книги», «Учебники»,  «Сценарии», «Статьи», «Медиатека». Следует отметить, что это очень трудоемкий процесс, требующий много времени и специальных знаний.

В выступлении нашла отражение и тема формирования информационной культуры личности  Педагог - библиотекарь рассказал, что. на базе центра проводятся уроки информационной культуры, разработаны и внедрены программы библиотечных часов. 

В ШИБЦ становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.

На протяжении нескольких лет все события и мероприятия, происходящие  в лицее, освещаются в школьной газете «Перемена», которую выпускают члены кружка «Юный корреспондент». Благодаря подключению компьютера в библиотеке к Интернету, учащиеся стали размещать информацию о происходящих событиях  на сайте лицея в разделе «Новости».

Одна из важных функций ШИБЦ – служить окном в наш сегодняшний мир, основанный на информации. В современных условиях наиболее эффективно эту задачу можно осуществлять на основе использования новых информационных технологий. Читатель все чаще приходит в библиотеку не за конкретными документами, а за информацией или за электронным ресурсом. 

С  2015 г. в библиотеке есть доступ к Интернет-ресурсам. Поэтому расширен ассортимент библиотечно-информационных услуг за счет использования Интернета:

-  использование доступных баз данных, онлайн-каталогов, 

-  разработка маршрутных и ресурсных листов в помощь школьникам.

- формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы пользователей. 

Создание школьного библиотечно – информационного центра – дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива, родителей и других заинтересованных лиц при создании ШИБЦ.


Праздник книгочеев 

«От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»

    Праздник книги, проведённый в 4-х классах, был посвящен памятникам литературным героям, которые установлены во многих странах мира, в том числе и в России.

    В преддверии мероприятия ученики, по рекомендованному библиотекарем списку, прочли художественные произведения, подготовили пересказ понравившегося отрывка из книги.  Библиотекарем была подготовлена мультимедийная презентация, где собраны фотографии литературных памятников. Особенный интерес вызвал у детей тот факт, что на донской земле таких памятников несколько.

   В г. Ростове – на – Дону, героям М. Шолохова, установлено несколько памятников: два скульптурных монумента Нахалёнка, а напротив одного из них – памятник деду Щукарю. Герои романа «Тихий  Дон», Аксинья и Григорий,  увековечены в металле в станице Вёшенской, а в г. Таганроге литературные герои из рассказа А.П. Чехова «Каштанка».

   В воображаемом путешествии дети побывали у памятников Мальчишу-Кибальшишу в г. Москве,  Белому Биму Чёрное Ухо в г. Воронеже, Русалочке в г. Копенгагене (Дания), бременским музыкантам в г. Бремене (Германия), Тому Сойеру и  Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США), а также в музее барона Мюнхаузена в г. Боденвердене (Германия).

   Знакомясь с литературными памятниками, ученики отвечали на вопросы: «За какие поступки,  черты характера установлен монумент этому герою?» и  «Как вы понимаете смысл названия праздника ««От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»?

    Дети правильно ответили на вопрос, объяснив, что люди читали эти книги ещё в детстве, но память о прочитанном, симпатия к понравившимся героям осталась у них на всю жизнь. А также ребята правильно подметили, что памятники литературным героям становятся символами стран, чувств или качеств характера человека, например, любви, верности, храбрости или богатой фантазии.

     После мероприятия многие дети пожелали прочесть книги, о которых упоминалось в презентации. Цель Праздника книгочеев была достигнута, ПОЯВИЛСЯ ИНТЕРЕС К КНИГЕ.


Познавательно - игровая программа «Театр и мы»

25 октября учащиеся 7-х классов стали зрителями и участниками познавательно - игровой программы «Театр и мы», которую подготовил педагог-библиотекарь лицея Шкондина Е.Н.

К сожалению, мы, гуковчане, не имеем возможности регулярно посещать театр, а некоторые наши дети и вовсе ни разу не были в театре. Поэтому в программе были затронуты такие темы, как театральные термины и театральный этикет.

Дети знакомились с театром, как бы из - за кулис, узнавая, что такое увертюра, когда она звучит, что такое софиты, оркестровая яма, зрительный зал. Оказывается, очень даже непросто выбрать себе место в зале: где же лучше в партере, амфитеатре или на балконе 3 яруса? Научились юные зрители бурными аплодисментами и восторженными криками «браво», провожать актёров со сцены.

Программа мероприятия была не только познавательная, но и игровая. Два представителя от класса получили настоящие театральные билеты. Они стали приглашением  к участию в актёрских конкурсах. Например, одни играли в театре пантомим, изображая людей, выполняющих какие – либо действия, другие, подражая актёрам, пытались повторить знаменитые реплики из известных кинофильмов.



А закончилась программа фееричным выступлением победителей ежегодного городского фестиваля творчества  «Всё зависит от нас!». Команда лицея, под руководством  Шуваевой И.И., представила на суд жюри фестиваля танец, с родины театра – Греции, сиртаки. Выступление ребят было настолько  ярким и запоминающимся, что команда «Лицея № 24» заняла I место!!!  Во время программы ребята повторили свое конкурсное выступление, и зрители просто «искупали» танцоров в овациях. 



За  45 минут ребята узнали много интересного не только о театре, но и о талантах своих одноклассников, пережили калейдоскоп чувств  и эмоций, словно побывали на театральном спектакле, который принёс духовное наслаждение и стал праздником добрых чувств.

Портретная галерея «Гуково литературный»

    В рамках регионального сетевого читательского марафона "Вечно живое родное слово",  в лицее № 24 прошло мероприятие Портретная галерея «Гуково литературный», посвящённое творчеству гуковских литераторов. Цель, которого  показать детям, какие интересные, самобытные люди жили и живут рядом с нами, в нашем городе. Ученики 9-х классов познакомились с биографией Зои Бочаровой, Николая Никонова и Юрия Калинина.

В ходе урока учащиеся прочли стихи З. Бочаровой: «Моя поэзия», «Негасимая память», «Шахтёрская душа» и отрывок из поэмы «Горячее сердце», посвящённое подвигу милиционера Александра Костюшкина, именем которого названа улица в нашем городе.

    

Заинтересовало детей и творчество Н. Никонова. В исполнении учеников прозвучали стихи: «По-разному приходит к людям зрелость», «Мир любви», «Я против войн» и др.

Особый интерес у ребят вызвала судьба и творчество Ю. Калинина. Он был сыном полка, человеком прошедшим сталинские лагеря, шахтёром, а ещё  поэтом, писателем, художником, Почётным гражданином г. Гуково, казачьим войсковым старшиной…

Ученики прочли стихи Юрия Алексеевича: «О себе немного», «Жизнь», «Этап», «Они мне батьками были» и, затаив дыхание, слушали историю Гришани (отрывок из одноимённого рассказа), как он спрятался в морге, чтобы его не вернули в детский дом.

Особую атмосферу мероприятию придало выступление Дубовик Марии. Она прочла рассказ Ю. Калинина «Встреча с матерью».


Педагог-библиотекарь провёл параллель между рассказом и сюжетом картины В. Маковского «Свидание».  Много общего в судьбах несчастных детей и женщин: отсутствие, чей либо поддержки (мужа, родных), голод, нищета и безысходность…

     Рассматривая фотографии картин Юрия Алексеевича, которые по просьбе педагога-библиотекаря, любезно предоставил сын художника, Павел, проживающий в г. Москве, атмосфера в классе стала радостней и теплей, т.к. пейзажи полны ярких красок.  По-мнению, почитателей таланта Калинина, «любуешься ими и пропадаешь в этих русских лесах, речушках и полянах».

     Ребята с интересом и увлечённо отнеслись к подготовке мероприятия: выбирали произведения, готовили выступления, ярко и выразительно читали стихи и прозу и самое главное, сумели раскрыть, подчеркнуть красоту вечно живого родного слова.



Библиотечно-библиографический урок

            «Знакомство со словарями, энциклопедиями и справочниками».

В библиотеке лицея ведётся активная работа по повышению информационной грамотности, культуры учащихся. С целью расширения знаний обучающихся о словарях и энциклопедиях: об их многообразии, о назначении и закрепления навыков практической работы со справочными изданиями в 4-5 классах прошёл библиотечно-библиографический урок « Знакомство со словарями, энциклопедиями и справочниками».

Ребята узнали о различных видах энциклопедий – универсальные, отраслевые, биографические, национальные и т, д. На практическом занятии учащиеся, используя справочный аппарат энциклопедий: алфавитно-предметный, именной, хронологический указатели, самостоятельно нашли материал об Александре Невском, о медведе - губаче и о картинах И. Репина.

Особый интерес вызвало у ребят многообразие словарей по языкознанию. Дети познакомились со следующими словарями: толковым, орфографическим, словообразовательным, синонимов, антонимов, иностранных слов.

По ходу урока библиотекарь предлагал ситуации, где необходимо было выбрать какой словарь, поможет в данной ситуации. Например,  проверить правописание слова – орфографический, подобрать слово похожее по смыслу – словарь синонимов, объяснить непонятное слово – словари толковый или иностранных слов.

И самое главное, что узнали ребята, как пользоваться словарями. Для этого необходимо отлично знать алфавит, потому что весь материал  располагается в алфавите  первых, вторых, третьих и т.д. букв в слове.

Мероприятие прошло интересно, дети с увлечением, используя новую информацию, искали ответы в справочных изданиях на вопросы блиц-турнира по библиотечно-библиографическому уроку.

    


Библиотечно-библиографический урок

«Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу»

 

                                                                                                                                                                                       Заболела эта книжка –
                                                                                                                                                                                       Изорвал ее братишка.
                                                                                                                                                                                       Я больную пожалею,
                                                                                                                                                                                      &