2019-2020 учебный год


Из опыта работы МБОУ «Лицей № 24»  по реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров

11.02.2020 г. состоялось заседание городского методического объединения (ГМО) педагогов-библиотекарей  (библиотекарей), посвящённое педагогическим технологиям в работе педагога-библиотекаря.

Одним из ключевых  моментов семинара был вопрос реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров. Опытом работы в этом направлении поделился  педагог-библиотекарь  МБОУ «Лицей № 24» Шкондина Е.Н.

 Сегодня ШИБЦ  оснащена компьютером, копировальным аппаратом, имеется доступ к Интернет – ресурсам. Таким образом, в структуру ШИБЦ, помимо традиционных отделов (абонемент, отдел учебников), выделен фонд нетрадиционных источников информации (компьютерные программы, CD-ROM-диски, каталоги и информационные банки данных), множительная техника, и др. 

  Так, например, центре установлена автоматизированная информационно-библиотечная система МАРК-SQL,  что позволяет автоматизировать следующие процессы: ведение электронных каталогов, техническая обработка литературы (распечатка каталожных карточек, книжных формуляров, и т.д.), подготовка и распечатка рекомендательных списков литературы; регистрация  и  обслуживание читателей (поиск в электронном каталоге, отбор требуемой литературы, определение места нахождения документа), управление фондом (книгообеспеченность учебного процесса).

   Созданы электронные каталоги (БД): «Книги», «Учебники»,  «Сценарии», «Статьи», «Медиатека». Следует отметить, что это очень трудоемкий процесс, требующий много времени и специальных знаний.

В выступлении нашла отражение и тема формирования информационной культуры личности  Педагог - библиотекарь рассказал, что. на базе центра проводятся уроки информационной культуры, разработаны и внедрены программы библиотечных часов. 

В ШИБЦ становятся возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей (школьников, педагогического коллектива), в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.

На протяжении нескольких лет все события и мероприятия, происходящие  в лицее, освещаются в школьной газете «Перемена», которую выпускают члены кружка «Юный корреспондент». Благодаря подключению компьютера в библиотеке к Интернету, учащиеся стали размещать информацию о происходящих событиях  на сайте лицея в разделе «Новости».

Одна из важных функций ШИБЦ – служить окном в наш сегодняшний мир, основанный на информации. В современных условиях наиболее эффективно эту задачу можно осуществлять на основе использования новых информационных технологий. Читатель все чаще приходит в библиотеку не за конкретными документами, а за информацией или за электронным ресурсом. 

С  2015 г. в библиотеке есть доступ к Интернет-ресурсам. Поэтому расширен ассортимент библиотечно-информационных услуг за счет использования Интернета:

-  использование доступных баз данных, онлайн-каталогов, 

-  разработка маршрутных и ресурсных листов в помощь школьникам.

- формирование фонда компьютерных программ для самостоятельной работы пользователей. 

Создание школьного библиотечно – информационного центра – дело не одного года, требующее определенных материальных затрат, творчества всего педагогического коллектива, родителей и других заинтересованных лиц при создании ШИБЦ.



Праздник книгочеев 

«От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»

    Праздник книги, проведённый в 4-х классах, был посвящен памятникам литературным героям, которые установлены во многих странах мира, в том числе и в России.

    В преддверии мероприятия ученики, по рекомендованному библиотекарем списку, прочли художественные произведения, подготовили пересказ понравившегося отрывка из книги.  Библиотекарем была подготовлена мультимедийная презентация, где собраны фотографии литературных памятников. Особенный интерес вызвал у детей тот факт, что на донской земле таких памятников несколько.

   В г. Ростове – на – Дону, героям М. Шолохова, установлено несколько памятников: два скульптурных монумента Нахалёнка, а напротив одного из них – памятник деду Щукарю. Герои романа «Тихий  Дон», Аксинья и Григорий,  увековечены в металле в станице Вёшенской, а в г. Таганроге литературные герои из рассказа А.П. Чехова «Каштанка».

   В воображаемом путешествии дети побывали у памятников Мальчишу-Кибальшишу в г. Москве,  Белому Биму Чёрное Ухо в г. Воронеже, Русалочке в г. Копенгагене (Дания), бременским музыкантам в г. Бремене (Германия), Тому Сойеру и  Гекльберри Финну в г. Ганнибале (США), а также в музее барона Мюнхаузена в г. Боденвердене (Германия).

   Знакомясь с литературными памятниками, ученики отвечали на вопросы: «За какие поступки,  черты характера установлен монумент этому герою?» и  «Как вы понимаете смысл названия праздника ««От благодарных читателей в возрасте от 4 до 70 лет»?

    Дети правильно ответили на вопрос, объяснив, что люди читали эти книги ещё в детстве, но память о прочитанном, симпатия к понравившимся героям осталась у них на всю жизнь. А также ребята правильно подметили, что памятники литературным героям становятся символами стран, чувств или качеств характера человека, например, любви, верности, храбрости или богатой фантазии.

     После мероприятия многие дети пожелали прочесть книги, о которых упоминалось в презентации. Цель Праздника книгочеев была достигнута, ПОЯВИЛСЯ ИНТЕРЕС К КНИГЕ.


Познавательно - игровая программа «Театр и мы»

25 октября учащиеся 7-х классов стали зрителями и участниками познавательно - игровой программы «Театр и мы», которую подготовил педагог-библиотекарь лицея Шкондина Е.Н.

К сожалению, мы, гуковчане, не имеем возможности регулярно посещать театр, а некоторые наши дети и вовсе ни разу не были в театре. Поэтому в программе были затронуты такие темы, как театральные термины и театральный этикет.

Дети знакомились с театром, как бы из - за кулис, узнавая, что такое увертюра, когда она звучит, что такое софиты, оркестровая яма, зрительный зал. Оказывается, очень даже непросто выбрать себе место в зале: где же лучше в партере, амфитеатре или на балконе 3 яруса? Научились юные зрители бурными аплодисментами и восторженными криками «браво», провожать актёров со сцены.

Программа мероприятия была не только познавательная, но и игровая. Два представителя от класса получили настоящие театральные билеты. Они стали приглашением  к участию в актёрских конкурсах. Например, одни играли в театре пантомим, изображая людей, выполняющих какие – либо действия, другие, подражая актёрам, пытались повторить знаменитые реплики из известных кинофильмов.



А закончилась программа фееричным выступлением победителей ежегодного городского фестиваля творчества  «Всё зависит от нас!». Команда лицея, под руководством  Шуваевой И.И., представила на суд жюри фестиваля танец, с родины театра – Греции, сиртаки. Выступление ребят было настолько  ярким и запоминающимся, что команда «Лицея № 24» заняла I место!!!  Во время программы ребята повторили свое конкурсное выступление, и зрители просто «искупали» танцоров в овациях. 



За  45 минут ребята узнали много интересного не только о театре, но и о талантах своих одноклассников, пережили калейдоскоп чувств  и эмоций, словно побывали на театральном спектакле, который принёс духовное наслаждение и стал праздником добрых чувств.

Портретная галерея «Гуково литературный»

    В рамках регионального сетевого читательского марафона "Вечно живое родное слово",  в лицее № 24 прошло мероприятие Портретная галерея «Гуково литературный», посвящённое творчеству гуковских литераторов. Цель, которого  показать детям, какие интересные, самобытные люди жили и живут рядом с нами, в нашем городе. Ученики 9-х классов познакомились с биографией Зои Бочаровой, Николая Никонова и Юрия Калинина.

В ходе урока учащиеся прочли стихи З. Бочаровой: «Моя поэзия», «Негасимая память», «Шахтёрская душа» и отрывок из поэмы «Горячее сердце», посвящённое подвигу милиционера Александра Костюшкина, именем которого названа улица в нашем городе.

    

Заинтересовало детей и творчество Н. Никонова. В исполнении учеников прозвучали стихи: «По-разному приходит к людям зрелость», «Мир любви», «Я против войн» и др.

Особый интерес у ребят вызвала судьба и творчество Ю. Калинина. Он был сыном полка, человеком прошедшим сталинские лагеря, шахтёром, а ещё  поэтом, писателем, художником, Почётным гражданином г. Гуково, казачьим войсковым старшиной…

Ученики прочли стихи Юрия Алексеевича: «О себе немного», «Жизнь», «Этап», «Они мне батьками были» и, затаив дыхание, слушали историю Гришани (отрывок из одноимённого рассказа), как он спрятался в морге, чтобы его не вернули в детский дом.

Особую атмосферу мероприятию придало выступление Дубовик Марии. Она прочла рассказ Ю. Калинина «Встреча с матерью».


Педагог-библиотекарь провёл параллель между рассказом и сюжетом картины В. Маковского «Свидание».  Много общего в судьбах несчастных детей и женщин: отсутствие, чей либо поддержки (мужа, родных), голод, нищета и безысходность…

     Рассматривая фотографии картин Юрия Алексеевича, которые по просьбе педагога-библиотекаря, любезно предоставил сын художника, Павел, проживающий в г. Москве, атмосфера в классе стала радостней и теплей, т.к. пейзажи полны ярких красок.  По-мнению, почитателей таланта Калинина, «любуешься ими и пропадаешь в этих русских лесах, речушках и полянах».

     Ребята с интересом и увлечённо отнеслись к подготовке мероприятия: выбирали произведения, готовили выступления, ярко и выразительно читали стихи и прозу и самое главное, сумели раскрыть, подчеркнуть красоту вечно живого родного слова.


2018-2019 учебный год

Библиотечно-библиографический урок

            «Знакомство со словарями, энциклопедиями и справочниками».

В библиотеке лицея ведётся активная работа по повышению информационной грамотности, культуры учащихся. С целью расширения знаний обучающихся о словарях и энциклопедиях: об их многообразии, о назначении и закрепления навыков практической работы со справочными изданиями в 4-5 классах прошёл библиотечно-библиографический урок « Знакомство со словарями, энциклопедиями и справочниками».

Ребята узнали о различных видах энциклопедий – универсальные, отраслевые, биографические, национальные и т, д. На практическом занятии учащиеся, используя справочный аппарат энциклопедий: алфавитно-предметный, именной, хронологический указатели, самостоятельно нашли материал об Александре Невском, о медведе - губаче и о картинах И. Репина.

Особый интерес вызвало у ребят многообразие словарей по языкознанию. Дети познакомились со следующими словарями: толковым, орфографическим, словообразовательным, синонимов, антонимов, иностранных слов.

По ходу урока библиотекарь предлагал ситуации, где необходимо было выбрать какой словарь, поможет в данной ситуации. Например,  проверить правописание слова – орфографический, подобрать слово похожее по смыслу – словарь синонимов, объяснить непонятное слово – словари толковый или иностранных слов.

И самое главное, что узнали ребята, как пользоваться словарями. Для этого необходимо отлично знать алфавит, потому что весь материал  располагается в алфавите  первых, вторых, третьих и т.д. букв в слове.

Мероприятие прошло интересно, дети с увлечением, используя новую информацию, искали ответы в справочных изданиях на вопросы блиц-турнира по библиотечно-библиографическому уроку.

    


Библиотечно-библиографический урок

«Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу»

 

                                                                                                                                                                                       Заболела эта книжка –
                                                                                                                                                                                       Изорвал ее братишка.
                                                                                                                                                                                       Я больную пожалею,
                                                                                                                                                                                       Я возьму ее и склею.
                                                                                                                                                                                                          Б. Заходер
 

В рамках программы  занятий кружка «Литературная гостиная» в 4-х классах был проведён урок «Правила обращения с книгой», а также практическое занятие «Как вылечить книгу» с целью формирования у детей бережного отношения к книге и обучения практическим навыкам по ремонту книг.

Во время беседы «Правила обращения с книгой» ребята прослушали и обсудили стихотворения С. Я. Маршака «Книжка про книжку», где приведены примеры неправильного обращения с книгой. Дети правильно подметили, что так общаться с книгами, как Скворцов Гриша, нельзя, а нужно делать всё наоборот.

На предыдущих занятиях учащиеся познакомились с основными элементами книги: обложка (переплёт), книжный бок, каптал, форзац, корешок и эти знания им пригодились в определении «диагноза болезни книг». С целью ознакомления с правилами «лечения книг», детям было предложено просмотреть видеоуроки подготовленные Ковалевской А.И. – «Вставка выпавших или утраченных листов» и «Вставка выпавшего блока в переплёт, замена форзацев, укрепление корешка».

Учащиеся вместе с библиотекарем отобрали нуждающиеся  в ремонте книги и приступили к работе. Расправляли загнувшиеся страницы, стирали ластиком карандашные пометки, подклеивали бумагой страницы и корешки. Занимаясь ремонтом книг, дети увлеклись новым, по-настоящему полезным делом, включились в работу с желанием и интересом. В ходе работы прочувствовали важность своего дела, и пришли к выводу: КНИГИ НАДО БЕРЕЧЬ!

Благодаря практическому занятию продлена жизнь библиотечным книгам, более 40 книг возвращены в фонд библиотеки в пригодном для прочтения виде.


 

Литературное путешествие «Страна Читалия. Город Михалковск»

     В конце I четверти ученики 2-х классов были приглашены  в литературное путешествие «Страна Читалия. Город Михалковск», посвящённое 105- летиюС.В. Михалкова.         

    Библиотекарь познакомил школьников с биографией Сергея Михалкова и рассказал о творческом пути замечательного русскогопоэта, баснописца, драматурга, военного корреспондента, автора текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации и эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.       



    Насыщенная программа литературного путешествия  сопровождалось электронной презентацией, что позволило ребятам побывать на различных станциях страны Читалии, например, станция «Дома, во дворе ив школе» выявила самых читающих детей, т.к. необходимо было продолжить  стихотворение. Дружно участвуя в викторине, дети придали ей иную форму - конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение С. Михалкова».  Прозвучали  самые известные стихи: «А что у вас?»,  «Песенка друзей»,  «Прививка», «Мы с приятелем», «Про мимозу», «Прививка»,  «Фома»,  «Под Новый год», «Чистописание» и т.д.         

     На станции «Стихи друзей» ученики познакомились с переводами  на русский язык стихотворений европейских поэтов Ю. Тувима, Л. Квитко, А.Босева.     

    Станция «Самый главный великан» была посвящена любимому  литературному персонажу Сергея Владимировича - Дяде Стёпе. Ребята прошли тестирование «10 вопросов про дядю Стёпу».       

  

    Литературное путешествие  по «городу Михалковск» удалось на славу, и ребята высказали пожелание познакомиться с творчеством  других известных детских поэтов. 


Литературная  игра «Товарищам детям»

     

       9 сентября 2018 г. исполнилось 100 лет со дня рождения детского поэта, сказочника, переводчика Бориса Заходера. 

      К юбилею поэта, для учащиеся 3-х классов была подготовлена и проведена литературная  игра «Товарищам детям». Дети узнали интересные факты из жизни юбиляра, декламировали понравившиеся стихи: «География всмятку»,  «Буква «Я», «Перемена», «Два и три», «Кит и Кот», разгадали кроссворд и выяснили, почему кит и кот поменяли места обитания, оказалось – это ОШИБКА, расставили  «Перепутанные буквы» в названиях произведений. Познакомились с удивительными «сказками для людей»: «Русачок», «Ма-Тари-Кари», «Серая звёздочка», которые учат, нас быть добрее, внимательнее к тем, кто рядом с нами – это люди и животные.


    

       А также ребята с удовольствием вспомнили «сопелки, ворчалки и т.д.» знаменитого Винни-Пуха. Благодаря переводу Бориса Владимировича, озорной медвежонок стал самым популярным литературным героем у нашей детворы.

Игра прошла шумно, дети от души посмеялись над весёлыми произведениями поэта, сказочника, переводчика Бориса Заходера.


2017-2018 учебный год

Урок осердечивания  «Семья - самое главное  слово на свете»

     В рамках месячника по героико-патриотическому воспитанию для учащихся младших классов был подготовлен урок осердечивания  «Семья - самое главное  слово на свете»/ по книге Л. Воронковой «Девочка из города».  Книга написана в 1941 году, но тема «Дети и война» к сожалению актуальна и в наши дни.  

    Перед проведением урока учащиеся 4 -х  классов в городской детской библиотеке взяли  книги для ознакомления. Педагогом-библиотекарем была подготовлена мультимедийная презентация по произведению Л. Воронковой, где были представлены не только биографические факты из жизни автора книги и вопросы по книге, но видеофайлы из одноимённого фильма снятого в 1975 г. режиссёром О. Николаевским.

     Работая над тестом «Валентинка», ребята ответили на вопросы о главной героине повести, далее сложив буквы правильно выбранных вариантов, получили слово, которое определило главную  тему урока  - «СЕРДЦЕ». Размышляя о том, что такое сердце и каким оно может быть, всё прочитанное и увиденное дети приняли близко к сердцу, пережили, прочувствовали все несчастья Валентинки. Их маленькие сердечки стали добрее и отзывчивее на чужую беду.   

      -->