2018-2019 учебный год

Библиотечно-библиографический урок

«Правила обращения с книгой. Как вылечить книгу»

 

Заболела эта книжка –

                                                                                                                      Изорвал ее братишка.

                                                                                                                    Я больную пожалею,

                                                                                                                   Я возьму ее и склею.

                                                                                                                                 Б. Заходер

 

В рамках программы  занятий кружка «Литературная гостиная» в 4-х классах был проведён урок «Правила обращения с книгой», а также практическое занятие «Как вылечить книгу» с целью формирования у детей бережного отношения к книге и обучения практическим навыкам по ремонту книг.

Во время беседы «Правила обращения с книгой» ребята прослушали и обсудили стихотворения С. Я. Маршака «Книжка про книжку», где приведены примеры неправильного обращения с книгой. Дети правильно подметили, что так общаться с книгами, как Скворцов Гриша, нельзя, а нужно делать всё наоборот.

На предыдущих занятиях учащиеся познакомились с основными элементами книги: обложка (переплёт), книжный бок, каптал, форзац, корешок и эти знания им пригодились в определении «диагноза болезни книг». С целью ознакомления с правилами «лечения книг», детям было предложено просмотреть видеоуроки подготовленные Ковалевской А.И. – «Вставка выпавших или утраченных листов» и «Вставка выпавшего блока в переплёт, замена форзацев, укрепление корешка».

Учащиеся вместе с библиотекарем отобрали нуждающиеся  в ремонте книги и приступили к работе. Расправляли загнувшиеся страницы, стирали ластиком карандашные пометки, подклеивали бумагой страницы и корешки. Занимаясь ремонтом книг, дети увлеклись новым, по-настоящему полезным делом, включились в работу с желанием и интересом. В ходе работы прочувствовали важность своего дела, и пришли к выводу: КНИГИ НАДО БЕРЕЧЬ!

Благодаря практическому занятию продлена жизнь библиотечным книгам, более 40 книг возвращены в фонд библиотеки в пригодном для прочтения виде.


 

Литературное путешествие «Страна Читалия. Город Михалковск»

     В конце I четверти ученики 2-х классов были приглашены  в литературное путешествие «Страна Читалия. Город Михалковск», посвящённое 105- летиюС.В. Михалкова.         

    Библиотекарь познакомил школьников с биографией Сергея Михалкова и рассказал о творческом пути замечательного русскогопоэта, баснописца, драматурга, военного корреспондента, автора текстов гимнов Советского Союза и Российской Федерации и эпитафии на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены.       



    Насыщенная программа литературного путешествия  сопровождалось электронной презентацией, что позволило ребятам побывать на различных станциях страны Читалии, например, станция «Дома, во дворе ив школе» выявила самых читающих детей, т.к. необходимо было продолжить  стихотворение. Дружно участвуя в викторине, дети придали ей иную форму - конкурс чтецов «Моё любимое стихотворение С. Михалкова».  Прозвучали  самые известные стихи: «А что у вас?»,  «Песенка друзей»,  «Прививка», «Мы с приятелем», «Про мимозу», «Прививка»,  «Фома»,  «Под Новый год», «Чистописание» и т.д.         

     На станции «Стихи друзей» ученики познакомились с переводами  на русский язык стихотворений европейских поэтов Ю. Тувима, Л. Квитко, А.Босева.     

    Станция «Самый главный великан» была посвящена любимому  литературному персонажу Сергея Владимировича - Дяде Стёпе. Ребята прошли тестирование «10 вопросов про дядю Стёпу».       

  

    Литературное путешествие  по «городу Михалковск» удалось на славу, и ребята высказали пожелание познакомиться с творчеством  других известных детских поэтов. 


Литературная  игра «Товарищам детям»

     

       9 сентября 2018 г. исполнилось 100 лет со дня рождения детского поэта, сказочника, переводчика Бориса Заходера. 

      К юбилею поэта, для учащиеся 3-х классов была подготовлена и проведена литературная  игра «Товарищам детям». Дети узнали интересные факты из жизни юбиляра, декламировали понравившиеся стихи: «География всмятку»,  «Буква «Я», «Перемена», «Два и три», «Кит и Кот», разгадали кроссворд и выяснили, почему кит и кот поменяли места обитания, оказалось – это ОШИБКА, расставили  «Перепутанные буквы» в названиях произведений. Познакомились с удивительными «сказками для людей»: «Русачок», «Ма-Тари-Кари», «Серая звёздочка», которые учат, нас быть добрее, внимательнее к тем, кто рядом с нами – это люди и животные.


    

       А также ребята с удовольствием вспомнили «сопелки, ворчалки и т.д.» знаменитого Винни-Пуха. Благодаря переводу Бориса Владимировича, озорной медвежонок стал самым популярным литературным героем у нашей детворы.

Игра прошла шумно, дети от души посмеялись над весёлыми произведениями поэта, сказочника, переводчика Бориса Заходера.


2017-2018 учебный год

Урок осердечивания  «Семья - самое главное  слово на свете»

     В рамках месячника по героико-патриотическому воспитанию для учащихся младших классов был подготовлен урок осердечивания  «Семья - самое главное  слово на свете»/ по книге Л. Воронковой «Девочка из города».  Книга написана в 1941 году, но тема «Дети и война» к сожалению актуальна и в наши дни.  

    Перед проведением урока учащиеся 4 -х  классов в городской детской библиотеке взяли  книги для ознакомления. Педагогом-библиотекарем была подготовлена мультимедийная презентация по произведению Л. Воронковой, где были представлены не только биографические факты из жизни автора книги и вопросы по книге, но видеофайлы из одноимённого фильма снятого в 1975 г. режиссёром О. Николаевским.

     Работая над тестом «Валентинка», ребята ответили на вопросы о главной героине повести, далее сложив буквы правильно выбранных вариантов, получили слово, которое определило главную  тему урока  - «СЕРДЦЕ». Размышляя о том, что такое сердце и каким оно может быть, всё прочитанное и увиденное дети приняли близко к сердцу, пережили, прочувствовали все несчастья Валентинки. Их маленькие сердечки стали добрее и отзывчивее на чужую беду.   

      

    В ходе урока дети находили важные слова о любви, семье, о матери, прочли по ролям самый трогательный эпизод из книги, как Валентинка назвала тётю Дашу мамой, и думали, размышляли, делились своими мыслями.

                                                  

       В заключение мероприятия были подведены итоги. На вопросы: «Для меня было открытием то, что…», «Что на меня произвело наибольшее впечатление?», «Я почувствовал, что…» ученики отвечали, что смерть мамы и брата Валентинки, вызвали у детей наибольшие чувства. Это и сострадания, сопереживания горю девочки, и радости за неё, когда тётя Даша взяла Валентинку в свою семью. 

Познавательная игра «Право имею!»

       В ходе проведения декады правовой грамотности учащихся в 4 «В» классе, прошло мероприятие познавательная игра «Право имею!», посвящённые  правовому воспитанию учащихся.  

      Ребята  в игровой форме познакомились с основными статьями Конвенции о правах ребёнка, далее рассматривая иллюстрации сказок, обсуждали, права каких сказочных героев были нарушены. 



    

    Литературная ира  «От улыбки хмурый день светлей»

     К 110-летию Н. Носова учащиеся 2 «В» класса  участвовали в литературной игре «От улыбки хмурый день светлей». В  библиотеке была организована книжная выставка произведений юбиляра, игра состояла из следующих заданий:

  • ·                  Домашнее задание-рассказ о Н. Н. Носове;
  • ·                   Викторина - проверка зияния произведений автора;
  • ·              конкурс капитанов – литературный потрет героев произведений               Н. Носова;
  •            Конкурс художников – на лучшую иллюстрацию к произведению писателя - юбиляра.

        Игра прошла весело и интересно, ребята с удовольствием рассказывали о понравившихся эпизодах из книг.

Открытый урок для педагогов-библиотекарей      

       21.11.2017 г. в МБОУ «Лицей № 24» состоялось заседание городского методического объединения  педагогов-библиотекарей, посвящённое  духовно-нравственному воспитанию учащихся.

     Гости семинара посетили необычный урок, урок мудрости «Россыпи библейских крылатых слов», который подготовили и провели учащиеся 6 «Б» класса, учитель русского языка и литературы Ключникова И. В. и педагог-библиотекарь лицея  Шкондина Е. Н. 

    Учащиеся, посетив воображаемую выставку картин «Библейские сюжеты в живописи», познакомились с историей возникновения крылатых выражений, заимствованных из Библии.Главной целью этого урока был ответ на вопрос: « В каком случае (значении) мы можем употребить это выражение в своей речи».  Поэтому на уроке  ребята думали, размышляли, делились своими мыслями о значении таких выражений, как: «Вавилонское столпотворение», «Фома неверующий», «Путеводная звезда» и др., работали с толковыми словарями, пытаясь объяснить смысл некоторых слов, прониклись мудростью царя Соломона, участвуя в инсценировке притчи о споре двух женщин, кто из них настоящая мать младенца.

       В ходе обсуждения открытого урока  коллеги оценили  высокую активность класса и хорошую подготовку учащихся. 

         

                                    Игра-КВН «Живут на земле существа неземной красоты»

 

Для учащихся 4-7 классов, к Всемирному дню защиты животных, который отмечается 4 октября, была проведена  игра-КВН «Живут на земле существа неземной красоты»  посвящённая кошкам. 

Из рассказа библиотекаря дети узнали об отношении к кошкам в разных странах мира: Древний Египет, средневековая Европа,  современный Китай, Япония и т. д. Две команды участников игры соревновались в разнообразных конкурсах. Игра получилась интересная,  дети с удовольствием готовились и участвовали в ней.

 

    Литературная игра "Путешествие по стране Маршака"  

      Для того чтобы заинтересовать ребёнка чтением, нужно помочь ему «найти  золотой ключик», т. е. интерес и любовь к чтению, открывающий мир детской литературы. Причём важно отправиться в это путешествие с хорошей компанией. А что может быть лучше в начальной школе, чем компания одноклассников?

     К 130-летию поэта  ученики 2-х классов «путешествовали  по литературной стране  С. Маршака», где познакомились с творчеством поэта и переводчика, а также узнали о других профессиях Самуила Яковлевича – критик, сатирик и драматург.

 

  

       Дети участвовали в конкурсах – «Литературное лото»  (викторина по произведениям поэта) и «Послушайте!» - лучшее прочтение стихотворения наизусть, каждый ребёнок подготовил выступление, и прозвучали стихи из детской классики - «Багаж», «Человек рассеянный» и т.д.

      После проведения мероприятия читатели просили в библиотеке книги замечательного детского поэта. Цель литературной игры была достигнута, ПОЯВИЛСЯ ИНТЕРЕС К КНИГЕ.