Формы и последствия насилия
Уголовная ответственность за жестокое обращение с подростками ЧИТАТЬ
Памятка о порядке обращения учащихся и их родителей в случае
совершения в отношении несовершеннолетних физического или другого насилия ЧИТАТЬ
Физическое насилие — нанесение
ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют
ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения,
истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами,
жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых
различных предметов в качестве орудий изуверства.
Физическое насилие включает также
вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих
веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например,
снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления
ребенка.
В некоторых семьях в качестве
дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от
подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое
насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда
сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.
Сексуальное насилие
или совращение — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим
ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный
секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К
сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию,
порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание
за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления
естественных нужд.
Психическое
(эмоциональное) насилие — постоянное или периодическое словесное
оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей,
воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в
чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду
насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он
теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не
соответствующие его возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами
и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей
ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со
стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность,
психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером
пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что
приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и
здоровья ребенка последствиям.
Одним из проявлений жестокого обращения
с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он
еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной
беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не
заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети
рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной
беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы
жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми
ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб
здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для
здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие
заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев
физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы
насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы,
повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время,
чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для
того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.
Различают ближайшие и отдаленные последствия
жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.
К ближайшим последствиям
относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря
сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких
детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у
детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим
последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид
агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде
возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться либо в виде глубокой
заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен
острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста
возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности,
неполноценности.
Среди отдаленных последствий
жестокого обращения с детьми выделяются нарушения физического и психического
развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и
эмоциональные нарушения, социальные последствия.
Нарушения физического и
психического развития
У большинства детей, живущих в семьях, в
которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются методами
воспитания, или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях
родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и
нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние
детей неспособностью к процветанию.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению,
часто отстают в росте, массе или и в том и другом от своих сверстников. Они
позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в
школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются «дурные привычки»:
сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне
дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и
эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных
условиях: у них припухлые, «заспанные» глаза, бледное лицо, всклокоченные
волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности —
педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Различные заболевания
как следствие жестокого обращения
Заболевания могут носить специфический
для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются
повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести,
переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся
половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея,
СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из
половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение
прямой кишки.
Независимо от вида и характера насилия у
детей могут наблюдаться различные заболевания, которые относятся к
психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено
нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают
кожные сыпи, аллергическая патология, язва желудка, при сексуальном насилии —
необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не
обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие
нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи),
энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения
неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.
Психические особенности
детей, пострадавших от насилия
Практически все дети, пострадавшие от
жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую
травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными,
эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их
дальнейшую жизнь.
Дети, подвергшиеся различного рода
насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых:
младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в
игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.
Некоторые из них, напротив, чрезмерно
пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается
контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных
детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде
вызывающего, эксцентричного поведения.
Дети, пережившие сексуальное насилие,
приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях,
что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже
маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального
насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и
втягивать в них большое число участников.
Наиболее универсальной и тяжелой
реакцией на любое, а не только сексуальное насилие является низкая самооценка,
которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений,
связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины,
стыда, для нее характерны постоянная убежденность в собственной
неполноценности, в том, что она хуже всех. Вследствие этого ребенку трудно
добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.
Среди этих детей, даже во взрослом
состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах
беспокойства, безотчетной тоски, чувстве одиночества, нарушениях сна. В старшем
возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или
завершенные самоубийства.
Чувствуя себя несчастными,
обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь
найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами.
Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание
хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых
насильников деньги, сладости, подарки.
Социальные последствия
жестокого обращения с детьми
Можно выделить два проявляющихся
одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.
Дети, пережившие любой вид насилия,
испытывают трудности в социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет
соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным
уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение
своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной
среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю,
наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые
действия.
Девочки нередко начинают заниматься
проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие
впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут
дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные
эмоциональные проблемы.
Как говорилось выше, любой вид насилия
формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности,
которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.
Каковы же общественные потери насилия
над детьми? Это, прежде всего, потери человеческих жизней в результате убийств
детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных
членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья,
низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения.
Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и
нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в
обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками.