Ольга Алексеевна, о чем на устном экзамене спросят школьников?
Ольга Котова: Это
не экзамен, а допуск к экзаменам. Цель испытания - понять, как хорошо
дети владеют русским языком. Всего четыре задания. Первое - чтение вслух
небольшого текста - около 180 слов. Несколько абзацев. Пару минут можно
потратить на то, чтобы пробежать их глазами, познакомиться, и затем
начать читать. Материалы интересные: посвящены выдающимся россиянам,
знакомым ребятам по урокам истории, обществознания, литературы,
биологии.
Второе задание - пересказ. Здесь также несколько минут на подготовку.
Можно составить короткий план, записать ключевые даты, имена, удачную
мысль. Но есть важное условие - нужно не просто пересказать прочитанный
текст, а постараться органично "вплести" в свою речь цитату. Она дается
здесь же. Например, в демоверсии на сайте ФИПИ размещен текст про Юрия
Гагарина. А цитата про него - от Сергея Королева.
Зачем нужна цитата?
Ольга Котова: Она
расширяет контекст. Позволяет перейти от биографии конкретного
человека, например, к значению подвига, научно-исследовательской работы.
Вариантов может быть много. Но все они абсолютно посильны для
девятиклассников. Третье задание - монолог. И здесь у ребенка уже
появляется выбор.
Какой?
Ольга Котова: Ученик
может выбрать описание, повествование или рассуждение. Эти задания
предполагают принципиально разный характер речи. В первом случае ребенку
будет показана фотография: допустим, школьного праздника или
спортивного соревнования. Нужно описать, что видишь: место и время
события, кто в нем участвует... Во втором случае школьник должен будет
рассказать о чем-то на основе своего жизненного опыта. К примеру, о
походе или экскурсии, которая запомнилась больше всего. Третья тема
носит проблемный характер, предполагает рассуждение и ответ на вопрос
"нужно ли?". Например: "Всегда ли нужно следовать моде?".
В этих
трех вариантах мы предлагаем небольшой примерный план с наводящими
вопросами, которые помогут раскрыть тему. А вот четвертое задание -
диалог с собеседником-экзаменатором. Вопросы могут быть направлены на
то, чтобы школьник расширил свой ответ, дополнил, уточнил. На всякий
случай для учителя тоже составлена "шпаргалка" - карточки с примерными
вопросами по теме.
Экзаменатором-собеседником будет русист?
Ольга Котова: Не
обязательно. Это может быть любой педагог, у которого есть хороший
контакт с детьми. Учитель физкультуры или труда? Пожалуйста. Если он
может разговорить школьника - отлично. Школьный психолог, социальный
педагог тоже могут выступать в этой роли.
Максимальный
балл за собеседование - 19. Для "зачета" достаточно 10. У тех, кто не
сдаст с первого захода, будут еще две попытки - 13 марта и 6 мая
Собеседование
проводится в той же школе, где учится ребенок, максимально мягко, и
занимает не больше 15-16 минут. Нет ни рамок металлоискателей, как на
ЕГЭ, ни камер. Даже учебный процесс прерывать не обязательно. Мы
апробировали модель, когда прямо во время уроков ребят по списку
вызывают для собеседования в отдельный кабинет, а затем они возвращаются
в класс.
За что можно получить "незачет"?
Ольга Котова:
На собеседовании проверяются не знания правил русского языка, а умение
их применять в речи. Оценивается качество речи в целом, в системе.
Поэтому важно говорить максимально грамотно. Это первое условие. А
второе - не подменять задание другой темой, которая больше нравится.
Если выбираешь описание - описывай именно то, что реально есть на
фотографии, не воспроизводя заученные тексты.
В целом речь ребенка оценивается по целому ряду критериев. Среди них -
темп чтения, правильная интонация, соблюдение речевых, грамматических,
орфоэпических норм... Максимальный балл за собеседование - 19. Для
"зачета" достаточно 10. По нашим прогнозам, с первого раза справиться
должны 92-95 процентов ребят. У остальных будет еще две попытки - 13
марта и 6 мая.
Есть ли специфика собеседования для школ в национальных республиках?
Ольга Котова: Задания
изначально выстраивались с учетом возможностей ребят, для которых
русский язык неродной. Мы знаем, какие у них возникают трудности, какие
есть типичные ошибки: национальные республики участвовали в апробации
итогового собеседования с первого дня. И мы понимаем, что в некоторых
регионах есть очень яркая этнокультурная специфика. Поэтому в
разнообразии тем, исторических личностей, изображений, предложенных для
описания, могут быть нюансы. Но и только. В каждом регионе будет свой
комплект заданий.
Где и как потренироваться в красноречии
Ольга Котова: Главный
совет - больше разговаривать с друзьями, родителями, учителями.
Говорить по-русски, без сленга, не стесняясь. Задания действительно
простые. Если все-таки есть неуверенность, например, при расстановке
ударения, можно потренироваться чтению вслух дома. Для тренировки
подойдет практически любой учебник. Еще вариант - описывать вслух свои
ежедневные впечатления. Что я вижу, когда иду в школу? Что интересного
было на занятиях в школе? Как прошел мой учебный день?.. Это самые
простые коммуникативные упражнения.
Если ребенок от волнения
впадает в ступор и двух слов связать не в состоянии? Как правило, школа
таких ребят знает: примерно также они могут вести себя, защищая проект
перед классом или просто отвечая у доски. Учителя должны постараться
снять возможный стресс, создать для ученика максимально комфортную
обстановку. Сделать все возможное, чтобы он успокоился, собрался. Здесь
очень много будет зависеть от мастерства педагога-экзаменатора: важно,
чтобы он нашел подход.
Текст: Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск № 18(7776)